Глоссарий психоаналитических терминов

glosarry

Психоанализ – это одновременно наука, метод лечения и метод исследования психической деятельности человека. Основоположником психоанализа является австрийский врач и ученый Зигмунд Фрейд. Датой рождения психоанализа можно считать 1900г. – год выхода в свет фундаментального труда З.Фрейда «Толкование сновидений». Эта книга и сегодня не потеряла своей актуальности и читается легко и с большим интересом даже неспециалистами.

Психоанализ стремится раскрыть бессознательное значение симптомов, поступков, слов, продуктов воображения, например, сновидений и использует для этого метод свободных ассоциаций. Пациенту при этом предлагается говорить все, что придет ему в голову, даже если эти мысли кажутся неважными и неуместными.

Психоанализ как лечение длится несколько лет с частотой сеансов от 3 до 5 в неделю. Пациент лежит на кушетке и не видит аналитика во время сеанса. Если проводится психоаналитическая психотерапия, то частота сеансов от 1 до 3 в неделю и пациент сидит лицом к лицу с терапевтом. Выбор определяется как запросом пациента, так и показаниями.  За пациентом остается право закончить или прекратить анализ или терапию когда он пожелает. Эффект, изменения в психическом состоянии и в реальной жизни начинает ощущаться пациентом с первых сеансов, а  стойкость и глубина изменений зависит от продолжительности анализа.

В психоанализе существуют различные направления или Школы, например, англо-саксонская или объектных отношений, французская, в которой упор делается на влечения и их динамику. Из названий понятно, что эти Школы сложились в разных странах, но в настоящее время они уже не противопоставляют себя друг другу, а пытаются расширять свои представления, находить точки соприкосновения. Различия в теоретических Школах, естественно, отражаются на технических приемах в работе аналитика, но говорить о значительной разнице в эффективности нельзя.

 

Психический аппарат – теоретическая концепция, предложенная З.Фрейдом для понимания и описания психических процессов. Сначала Фрейд выделял в психическом аппарате бессознательное, предсознательное и сознательное. Потом он нашел продуктивным разделить его на Оно, Я и Сверх-Я. При этом между двумя моделями сохраняется некоторая преемственность: Оно соответствует Бессознательному, Я  - сознательному, но имеет и бессознательную часть, Сверх-Я по большей части бессознательно.

 

Я – одна из инстанций психического аппарата. Можно сказать, Я – это тонкий слой коры на огромном ядре Оно (бессознательного). Я формируется постепенно из Оно в процессе контакта с внешней реальностью и направлено на приспособление к ней. Я занимается урегулированием конфликтов между требованиями влечений, Сверх-Я, реальностью и отвечает за интересы целостного субъекта. Представляет собой совокупность сформировавшихся и закрепившихся психологических защит, остатки всех идентификаций со значимыми обектами, то есть характер. В Я выделяется сознательная часть и бессознательная.

 

Сверх-Я – одна из инстанций психического аппарата, формирование которой начинается на первом году жизни и заканчивается к пяти годам, когда ребенок выходит из эдиповой фазы психосексуального развития. Сверх-Я является носителем Закона, морали в психике и формируется из внешних запретов и наставлений родителей и значимого окружения. Выполняет функцию самонаблюдения, морального сознания, цензуры, идеала. Сверх-Я может быть «человечным», понимающим, а может быть жестоким, карающим, не допускающим никакого удовольствия, успеха.

 

Бессознательное (Оно) – огромный пласт психики человека, который содержит воспоминания с самого рождения, а также внутриутробные, которые недоступны в обычном состоянии для осознания. Также в бессознательном содержатся все желания, фантазии, от которых мы отказались в силу внешнего или внутреннего принуждения, но, которые, тем не менее, продолжают существовать и постоянно стремятся к тому, чтобы быть удовлетворенными тем или иным способом (сновидения, симптомы, ошибочные действия, шутки, творчество). Не будет преувеличением сказать, что бессознательные мысли, желания, а также запреты определяют наше поведение, поступки, выбор чего бы то ни было: супруга, работы, еды, одежды, сексуальной ориентации… Но, пока источник является бессознательным, на него невозможно влиять. В ходе психоаналитического лечения человек получает доступ к своему бессознательному, находит личностно приемлемые способы выражения и удовлетворения бессознательных желаний, при этом освобождается от неприемлемых для него, вызывающих тревогу, чувство вины и страдание.

Бессознательное функционирует по своим законам, законам «первичного процесса». Это способ мышления, который обнаруживается в снах, художественном творчестве, частично в детской психике и характеризуется отсутствием противопоставления и отрицания, логической и временной  последовательности, а также процессами сгущения и смещения. Так, например, «не хочу» означает «хочу», «не люблю» означает «люблю».

 

Сгущение и смещение – явления, характерные для первичного процесса и часто встречаются в сновидениях и в образовании симптомов. Например, во сне образ одного человека содержит черты другого – это сгущение. В образовании симптома страха часто можно проследить смещение страха с одного явления на другое, например, страх наказания отцом смещается на страх собак.

 

Принцип удовольствия и принцип реальности – принципы, которые управляют деятельностью психического аппарата. Принцип удовольствия действует с рождения и означает стремление удовлетворить желание сразу, как только оно возникло; как младенец, который хочет есть, начинает кричать. Хотя и некоторые взрослые пытаются организовать свою жизнь по этому принципу, что неизбежно приводит к конфликтам. Принцип же реальности устанавливает свое господство постепенно, по мере знакомства ребенка с реальностью, ее и своими возможностями и ограничениями. Ребенок, а потом и взрослый сначала обдумывает возможные пути удовлетворения своего желания, может отсрочить это удовлетворение: чтобы пойти в кино, нужно сначала сделать уроки, чтобы добиться расположения женщины, нужно за ней ухаживать.

 

Психический конфликт – неотъемлемая составляющая человеческой психики, двигатель развития как отдельного человека, так и человеческой цивилизации. Прежде всего, это конфликт между стремлением к раздрядке напряжения, то есть удовлетворением влечения и противоборствующими силами,  конфликт между желанием и запретом, запретом сначала только внешним, а потом все больше внутренним. Конфликтуют между собой и различные влечения, например, влечения любви, созидания противостоят ненависти, разрушению. В результате действия противоборствующих сторон возникает компромиссное образование – результирующая психического конфликта. Такими компромиссными образованиями являются черты характера, ошибочные действия, нарушения поведения, сновидения, бред, продукты творчества, симптомы - где удовлетворение запретного желания осуществляется «обходным путем».

 

Влечение – представленные в психике возбуждения эрогенных зон, внутренних органов. Эти накопившиеся возбуждения действуют как раздражители и заставляют психический аппарат что-то предпринимать для снятия этого возбуждения. Разрядка возбуждения воспринимается как удовлетворение. Любое влечение стремится к разрядке, т.е. удовлетворению. Различают частичные (парциальные) влечения и генитальные. Частичные влечения: оральное, целью которого является сосание; анальное, здесь удовольствие получается от контроля над сфинктерами (способность контролировать акт дефекации), а также умение управлять своими мышцами, произвольно двигаться. Целью генитального влечения является оргазм.

 В ходе психосексуального развития  происходит постепенная смена доминирующих влечений,  наступает господство генитального влечения, частичные же влечения становятся частью предварительной любовной игры (любование, поцелуи), а также находят свое выражение в различной сублимационной деятельности (учеба, творчество, коллекционирование), в особенностях характера (склонность к перееданию, жадность) или в перверзиях (извращениях).

Не нужно путать влечение с инстинктами, которые являются наследственно закрепленными моделями поведения, общими для вида в целом. Инстинкты полностью определяют поведение животных, у человека они становятся, по мере созревания психики в ходе психосексуального развития основой влечений, то есть психологизируются.

 

Сексуальность – в психоанализе это не только  любые виды активности, связанные с сексуальным удовольствием, но также детская (инфантильная) сексуальность, связанная с получением удовольствия от сосания, движения, игры, то есть когда удовлетворяются частичные влечения. Эта детская сексуальность является сексуальностью постольку, поскольку она является предшественницей и основой взрослой сексуальности. Кроме того, можно выделить первертную сексуальность, т.е. извращенную, как достигшую уровня патологии, так и в своих минимальных проявлениях.

Поскольку в психоанализе мы сталкиваемся преимущественно с психическими проявлениями влечений, принято говорить о психосексуальности, подчеркивая при этом неразрывную связь тела и психики.

Психика человека развивается, его сексуальность развивается тоже, поэтому говорят о психосексульном развитии и выделяют в нем несколько стадий, которые постепенно сменяют друг друга, никогда не утрачивая до конца своего значения в эмоциональной жизни человека. Выделяют оральную, анальную, фаллическую, эдипальную стадии, а также латентный и подростковый периоды. Каждый этап характеризуется превалирующей эрогенной зоной, доминирующим конфликтом, особенностями объектных отношений.

 

Либидо – специфическая энергия сексуального влечения, измерить которую невозможно.

 

Конверсия – способ разрешения психического конфликта через образование телесного симптома, который всегда имеет символическое значение, связанное с сексуальностью (в отличие от психосоматических расстройств): вытесненные представления «говорят» языком тела, используя механизмы сгущения и смещения.

 

Бисексуальность – врожденное наличие у человека одновременно мужской и женской сексуальной предрасположенности, что ставит перед каждым индивидом вопрос выбора своего пола, противоположные черты при этом частично вытесняются.

 

Идентификация – (само)отождествление, присвоение себе качеств, черт другого человека и преобразование себя по его образу.

 

Фиксация – сохранение привязанности к определенным способам удовлетворения, типам объекта любви, отношениям из прошлого (детства). Возможна фиксация на определенной стадии психосексуального развития с формированием определенных черт характера.