Симптомы у детей

Любой симптом является внешним проявлением  внутреннего неблагополучия и имеет  смысл. Дети сами довольно редко на что-то жалуются. Это родители, педагоги и учителя замечают, что c ребенком, с его поведением что-то не так. Как относиться к симптомам у детей, нужно ли срочно обращаться к специалистам, проводить обследования, принимать лекарства? Очевидно, что более мудрым решением будет сначала внимательно понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, поговорить с ним, расспросить о том, что он чувствует. Но часто родители не представляют, на что обращать внимание, как и какие вопросы задавать, нередко они и сами себя не слишком хорошо понимают. Тогда полезно обратиться за консультацией, которая будет носить и диагностический, и терапевтический характер. Родителями не рождаются, психологическая грамотность не всегда приходит просто с жизненным опытом, этому нужно  учиться.

Один и тот же симптом имеет разное значение и по-разному оценивается с точки зрения диагноза и тактики лечения. Симптом — это еще не диагноз. Так, страх темноты может быть транзиторным, невротическим  или быть сигналом начала психотического расстройства. Поэтому лучше не ждать в тревоге, что все само пройдет, что ребенок «перерастет», а или найти причины и их устранить или не лишить ребенка возможности получить необходимое лечение. В детском возрасте психика очень пластична, изменения наступают довольно быстро.

Симптом является призывом о помощи, поэтому иногда лучше, когда есть какой-то симптом, чем когда проблема есть, но она незаметна. Как раз наиболее тяжелая патология остается долгое время без должного внимания взрослых, поскольку ребенок может быть внешне вполне благополучным, не доставлять никому хлопот.

На какие проявления ребенка стоит обратить внимание, проявить озабоченность, обратиться за консультацией? Когда поведение, характер ребенка резко меняются: активный, общительный ребенок стал пугливым, замкнутым; послушный – агрессивным и упрямым; отличник забросил учебу или не справляется как раньше; стал избирательным в еде или резко ее ограничивает. Также должно насторожить появление таких проявлений у ребенка как страх (темноты, животных, чудищ, закрытых и открытых пространств, транспорта); любые странности: странные интересы, увлечения; навязчивые действия, ритуалы; частые, без видимой причины жалобы на головную боль, боль в животе, утомляемость, раздражительность, плохой сон; недержание мочи и кала; воровство и вранье; гиперактивность; асоциальное поведение; нежелание жить и любые другие проявления, которые родителям непонятны и вызывают тревогу.

Семья является системой, каждый член которой выполняет определенные функции. Иногда появление симптома у ребенка может быть необходимо для восстановления нарушившегося баланса в семье, например, ребенок начинает часто болеть, когда между родителями ухудшаются отношения, они думают о разводе. Такой симптом призван сплотить родителей перед лицом страдания ребенка. С другой стороны, когда в ходе психотерапии симптомы ребенка проходят, баланс в семье тоже нарушается и нужны какие-то действий, чтобы его восстановить. Такое же разбалансирующее действие на семейную систему оказывает  процесс взросления ребенка, переход на новые этапы развития с новыми задачами, конфликтами. Если родители сами имели сложности на этих этапах развития, они вместе с ребенком регрессируют и снова их проходят. Лучше всего здесь помогают семейные психотерапевтические сеансы.

Дети необыкновенным образом чувствуют тончайшие оттенки настроения родителей, часто они готовы на многое, чтобы сделать родителей счастливыми: ребенок отказывается идти в школу, дружить с детьми, если видит, что для мамы его уход, интерес к кому-то и чему-то чужому означает предательство. Или ребенок настаивает на том, чтобы спать с кем-то из родителей, потому что ему якобы «страшно», то есть изолирует родителей друг от друга, когда их отношения испортились.

Симптом ребенка может выражать некий «семейный секрет», который сам ребенок обычно не знает. Обычно эти секреты касаются самоубийств, усыновлений, внебрачных детей и скрываемого отцовства, насилия и других драм. Получается, что бессознательно ребенок это знает, но поскольку об этих трагедиях и травмах ничего не говорится, он никак не может это символизировать, психологически «переварить», отгоревать. Травма перестает оказывать свое патогенное действие только после того, как она проговорена и «отгоревана».

Проблемы подросткового возраста занимают особое положение. Симптомы приближаются к таковым у взрослых, но есть и характерные только для этого возраста. Вообще быть немного ненормальным в подростковом возрасте – это нормально. Но надо отметить, что в наше время продолжительность подросткового возраста настолько увеличилась. Многие взрослые люди, которые подростками не представляли никаких проблем, переживают подростковый кризис и решают подростковые проблемы уже в зрелом возрасте. Отсюда частые жалобы взрослых, что они себя таковыми не чувствуют, а соответственно не способны вести взрослую жизнь: заводить семью, детей, строить карьеру. Одним из самых частых расстройств у подростков является депрессия, хотя сами они если и жалуются, то на скуку, отсутствие желаний. Депрессия у них скрывается за бессонницей, утомляемостью, нарушениями поведения, а также различными формами зависимости. Суицидальная направленность выражается в опасных увлечениях, стремлении к риску.

Поскольку симптом является сигналом, свидетельствующим о внутренних конфликтах, проблемах, внимание только к симптому и стремление  его устранить ведут только к исчезновению сигнала, тогда как проблема остается и будет искать своего выражения во вновь формирующихся симптомах.

 

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Психоаналитическая консультация

Многие клиенты, побывав на приеме у психолога и психотерапевта, остаются …

Отзывы клиентов

Отзыв Алины Бошняк. Надежда Владимировна очень приятный человек и …

Отзывы учеников

Отзыв Дины Хабаровой. Я прошла два семинара Надежды Владимировны Майн …