Как работает психоанализ

Обращение к психоаналитику

Обычно человек обращается за консультацией, когда у него есть некоторые вопросы о себе, своей жизни, своих отношениях, на которые он сам не смог ответить. Есть сомнения, которые сам он не смог разрешить, есть проблемы, ограничения, с которыми он не смог справиться ни сам, ни с помощью советов друзей. Возможно, такое решение принимается под воздействием партнера, друга, родственника, который сам имеет опыт работы с психоаналитиком. Человек может быть достаточно осведомлен о причинах своего беспокойства, неудовлетворенности, но изменить текущее положение вещей ему не удается, сколько бы книг он ни прочитал, сколько бы сознательных усилий ни прикладывал.

Причина в том, что подавляющее большинство психологических проблем, а равно и мотивов наших поступков являются бессознательными, а значит, только желание их осознать результата не даст. При этом наше бессознательное – это наше детское, забытое, но актуальное. Мы страдаем от детских воспоминаний (которые остаются бессознательными), детских травм, детских способов решения вопросов о себе и мире, детских страхов и тревог. Это детское в нас проявляется в новых ситуациях, взрослых, а реакции остаются детскими, поэтому неадекватными, часто непонятными. Поэтому нужен механизм, переводящий эти бессознательные детские содержания в сознательные, чтобы их переосмыслить, принять новые, адекватные текущему времени решения. Таким инструментом, а именно, психоаналитическим слушанием и пониманием, обладает обученный этому психоаналитик, который за годы своего личного анализа и многих лет постоянного обучения вырабатывает этот особенный вид слушания. Психоаналитик «слышит» детское пациента и помогает пациенту стать взрослым, освободившись от детских тревог, опасений, фантазий, чтобы пройти путь к взрослому удовольствию и взрослой ответственности.

Но встает новая сложность: одного осознания недостаточно, чтобы что-то изменить. Люди часто говорят, что умом они все понимают, а вот сделать с этим ничего не могут. Это объясняется тем, что выработанные в течение десятилетий, начиная с самого рождения, модели реагирования, поведения, стереотипы очень неохотно сдают свои позиции, а вот новые формы, более адаптивные, формируются не так быстро и не так быстро заменяют прежние. Потребуется неоднократное их испытание на прочность, прежде чем психика позволит себе отказаться хоть и от причиняющих неудобства и страдание, но привычных и надежных психологических механизмов защиты и паттернов отношений с другими людьми. Например, если человеку с детства внушалось, что он из себя ничего не представляет, что единственный возможный для него путь – это следовать указаниям, выборам родителей, то ему трудно будет потом поверить в обратное, что у него есть таланты, что он достоин уважения и имеет полное право строить свою собственную жизнь. Или, если человеку с детства разрешалось все, не ставилось никаких границ, выполнялось любое его желание, каприз, ему трудно будет адаптироваться в любом сообществе, играть по общепринятым правилам, уважать других, а это неизбежно приведет к разочарованиям, гневу, срывам, проблемам с людьми, а то и с законом.

Выбор психоаналитика.

Это очень ответственный вопрос. В этом виде психотерапии, помимо необходимого уровня образования, личность аналитика имеет не менее важное значение.  Необходимо, чтобы у человека сложилось изначально доверительное отношение, чтобы он чувствовал, что его понимают и принимают. Кажется очень затруднительным развитие полноценного аналитического процесса, если пациент совсем не доверяет аналитику, если он ему чем-то лично неприятен. Важно также не иметь личных отношений с аналитиком, тем более это не должен быть  друг, родственник, в последнем случае психоанализ вообще невозможен. Аналитик должен быть для пациента чем-то вроде зеркала, на которое будут проецироваться его фантазии, чувства, чтобы стать материалом анализа. Пол аналитика для процесса не имеет значения, если только пациент  не имеет какого-то предпочтения.

Поэтому не надо торопиться с выбором аналитика, хорошо сходить на консультацию к нескольким аналитикам, чтобы потом выбрать того, кто больше подходит, ведь аналитик является человеком, а не автоматом, и с ним должен установиться контакт. Важно помнить, что с этим человеком предстоит пройти длинный путь.

Задачи психоанализа

Главная задача психоанализа – научить человека жить здесь и сейчас, получать удовольствие от реальной жизни, не быть заложником своей истории, прошлого, постоянно его воспроизводя, но также и своего будущего, в которое обычно проецируются несбывшиеся детские надежды, идеалы, ожидания, требования, причем не свои, а навязанные, часто не имеющие ничего общего с истинными потребностями человека и окружающей действительностью. Можно сказать, что задачей психоанализа является помочь человеку быть собой, индивидуальностью, а не маской, не копией, не воплощением чьих-то желаний и фантазий. Быть собой и расти дальше, развиваться, открывать в себе новое, быть творцом.

 

Процесс психоанализа

Каждый анализ является сугубо индивидуальным, но есть и общие закономерности его протекания. Некоторое представление о процессе психоанализа поможет сформировать описание следующих феноменов, имеющих место в каждом анализе:

Рабочий альянс. Ваше желание пройти психоанализ, доверие и некоторая симпатия являются основой рабочего альянса с аналитиком. Вы стараетесь следовать правилу свободных ассоциаций, то есть говорить все, что приходит Вам в голову, даже когда это трудно и не очень комфортно. Это Ваша сознательная установка, в которую периодически неизбежно вмешиваются силы сопротивления.

Сопротивление. Это бессознательные силы, мешающие процессу анализа, появлению в сознании бессознательных желаний, фантазий, страхов, от которых Я усиленно защищается, так как их осознание вызывает тревогу. Сопротивления проявляются в отсутствии мыслей, в нежелании что-то говорить, в том, что возникающие мысли отметаются как неважные, особенно если это мысли, связанные с сексуальностью или агрессивностью. Действием сопротивления можно считать отреагирование в реальности того, что должно было бы быть проговорено, например, вместо  осознания и разговора об определенном чувстве, человек как бы случайно попадает в ситуацию, где это чувство переживает. Внезапное желание прекратить анализ обычно также вызвано действием сопротивления, так как в отношении аналитика испытываются чувства, которые могут осознаваться очень смутно или быть вообще скрыты от сознания и которые кажутся непозволительными, даже немыслимыми. Не то что говорить, а и представить у себя такие мысли, фантазии бывает очень затруднительно, неприятно, стыдно, хотя все они являются абсолютно нормальными и заслуживают внимания и понимания. При этом описанная гамма переживаний может скрываться за мыслью, что просто надоело, не видно результата.

Перенос. Это универсальный феномен в психике человека, который в психоанализе стал основным инструментом терапевтических изменений. Перенос возникает во всех без исключения человеческих взаимоотношениях, это перенесение отношения, восприятия  на кого-то  в реальности, как будто этот человек является на самом деле кем-то из прошлого. Часто можно услышать в повседневном общении такие высказывания: «Моя жена совсем как моя мать» или «Мой сын так напоминает мне своими манерами  и  поведением мою мать» и т.д. Это примеры переноса, который осознается, но гораздо чаще он является бессознательным и при этом определяет наше отношение к людям, часто довольно загадочным образом. Перенос ответственен за многие выборы в нашей жизни, иногда довольно трагичные, поскольку переносятся не только черты, но и особенности взаимоотношений.

В ситуации анализа явления переноса особенно очевидны, поскольку аналитику приписываются черты характера, отношения, мысли, которые не имеют ничего общего с его личностью. Становятся все более очевидными переносы и в реальной жизни человека. Анализ разных переносов освобождает человека от навязчивого повторения отношений, дает возможность делать новые выборы в жизни.

Идентификации. Под идентификацией понимается процесс самоотождествления человека с другой личностью, обычно с некоторыми ее чертами. Это бессознательный процесс, и это не имитация. Идентифицируются обычно с теми, кого любят, с теми, кого любят любимые.  Этот процесс начинается с самого рождения. Через многочисленные идентификации формируется характер ребенка, его личность (но не идентичность, которая является сугубо индивидуальной). Часть идентификаций полезна. Она, например, помогает переживать расставания, потери путем принятия в себя, в свою личность некоторых черт характера, привычек, интересов любимого, сохраняя таким образом внутри себя частичку значимого человека. Но некоторые идентификации являются ограничивающими, мешающими, поэтому очень важно осознать их и от них освободиться.

Окончание психоанализа

Этот вопрос волнует людей особенно в начале психоанализа: как понять, почувствовать, что пора заканчивать, не будет ли этот процесс бесконечным. Длительность анализа, конечно, сугубо индивидуальна, но минимальный срок для достижения значительных и стойких результатов – не менее 3-х лет. Анализ заканчивается тогда, когда большая часть бессознательных конфликтов разрешена, когда в жизни человека наступают заметные изменения, которые позволяют ему чувствовать себя  гораздо более счастливым, как в личной, так и в профессиональной сферах. Постепенно у человека формируется его внутренний аналитик, который заменит аналитика внешнего, реального. Этот внутренний аналитик будет всегда с человеком, уже он позволит личности решать возникающие в его жизни вопросы, сложности, которые, естественно, неизб

Write a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Психоаналитическая консультация

Многие клиенты, побывав на приеме у психолога и психотерапевта, остаются …

Отзывы клиентов

Отзыв Алины Бошняк. Надежда Владимировна очень приятный человек и …

Отзывы учеников

Отзыв Дины Хабаровой. Я прошла два семинара Надежды Владимировны Майн …