Консультации


mom1Стать матерью – это огромное достижение в психологическом смысле. Это гораздо больше и труднее, чем физически родить ребенка. Родить можно,  так и не став матерью, даже женщиной в психическом смысле. Материнство начинает формироваться еще в детском возрате, когда девочка впитывает опыт, получаемый в общении со своей матерью, она с ней идентифицируется. Потом она будет играть в куклы, мечтать о ребенке, семье. Началом реального материнства можно считать взрослое желание иметь ребенка. Уже здесь часто возникают трудности: сомнения относительно этого желания, страхи, связанные с рождением ребенка, невозможность забеременеть и выносить, патология беременности и родов – все это имеет очень серьезные психологические корни. Все, что связано с материнством и отношением к матери –  самые сложные и конфликтные вопросы для каждого человека. Не зря огромное количество времени во время психоанализа человек посвящает именно этим темам. К рождению ребенка обязательно нужно готовиться. Необходима психологическая перестройка, чтобы не воспроизводить с ребенком собственные детские травмы, чтобы принять новую роль и начать в ней осваиваться, чтобы смочь дать ребенку его собственное место в семье, в роду. Какой матерью станет женщина? В ее бессознательном есть образец ее матери, который не всегда может соответствовать ее представлениям о хорошей матери. Тогда она будет стараться быть как мать, только наоборот, ее противоположностью. Но сможет ли она стать действительно другой – это не вопрос сознательной установки, сознательного выбора, это вопрос глубоких внутренних изменений. И для этих изменений есть время перед рождением ребенка. После родов кратковременная депрессия – явление нормальное, ведь женщина навсегда утратила свою прежнюю жизнь, а родившийся ребенок, хоть и прекрасный, все равно не тот, кого она представляла в своих фантазиях. Он требовательный, эгоистичный, даже деспотичный. Ребеок вызывает разные чувства у матери. Помимо любви, обожания, нежности, восхищения, она может злиться на него, даже ненавидеть. А эти чувства к ребенку вызывают у нее вину, стыд, ведь мать должна быть воплощением любящего существа. Все негативные качества приписывают всегда мачехам, ведьмам, но только не родной матери. Не нужно стремиться быть идеальной матерью. К тому же это невозможно. Достаточно быть “достаточно хорошей матерью”. Для этого нужно войти в контакт со своими разными чувствами, тревогами, сомнениями, надеждами и разочарованиями, осознать и психически проработать свои конфликты, связанные с вопросами материнства. Это нужно, чтобы не подавлять их и потом неизбежно воспроизводить, чтобы быть в реальности, в реальных отношениях с ребенком, иметь возможность и желание понимать его и чувствовать, мечтать и смотреть вперед. Есть много вопросов у будущей мамы, на которые ей желательно получить ответы еще до рождения ребенка. Например, влияет ли выбор имени на судьбу ребенка; важно ли, кого хотели родители, мальчика или девочку; нужно ли и как общаться с ребенком с момента его рождения; где ему лучше спать; как долго кормить рудью; когда мама может снова выйти на работу; на какое время можно оставлять ребенка с чужими; как подготовить других детей к рождению малыша; нужно ли полностью посвящать себя ребенку; как понимать разные реакции малыша и какие проявления должны вызывать тревогу… Очень важно эти и другие воросы решать индивидуально, поскольку они обусловлены разными представлениями, фантазиями, сценариями и тревогами.


new-famalyК решению усыновить ребенка каждая семья приходит по своим причинам, каждая приемная семья будет не похожа на другие, но есть общие вопросы, трудности, задачи, с которыми столкнется каждая из них. Есть моменты, о которых каждому усыновителю нужно знать, продумать, прежде чем усыновлять ребенка. К усыновлению нужно готовиться, причем не только получая знания о закономерностях развития ребенка, правовых, социальных, экономических аспектах усыновления – эти знания можно получить в Школах приемных родителей, из литературы, в интернете. Не менее важной является индивидуальная психологическая подготовка. Приемная, или замещающая семья – это семья особенная, и бесполезно и даже вредно делать вид, что это не так. При этом эта особенность не означает неправильность, дефектность. Специфические особенности приемной семьи связаны со специфическим ее характером и определяют специфические потребности всех ее членов, а также лежат  в основе особых трудностей, с которыми усыновители неизбежно столкнутся. Очень важно осознавать свои мотивы усыновления, в том числе бессознательные. Чем больший вес составляют «эгоистические» мотивы, например, усыновление с целью привязать партнера, заполнить внутреннюю пустоту, после смерти кровного ребенка, тем прогноз благополучия семьи хуже, поскольку  ребенку заранее делегируются задачи, которые он должен будет решать, но которые он точно решить не сможет. Крайне чувствительным является вопрос о тайне усыновления, о том, нужно ли и как, когда говорить ребенку о факте усыновления. У всех усыновителей много тревог по этому поводу, и связаны они часто со страхом, что ребенок не будет их любить так, как родных, что уйдет к ним в конце концов, фантазии, что они «незаконно» получили ребенка, опасения по поводу своей компетентности. Страх «плохой наследственности» практически преследует усыновителей, но они не всегда понимают, что психическая травма, которую пережил ребенок и ее последствия гораздо сильнее, чем действие генов. Каждый усыновленный ребенок – это травмированный ребенок, он пережил травму брошенности, даже если его родители умерли. И это самая сильная травма для человека, она навсегда оставит глубокий шрам в душе ребенка. Поэтому совершенно необходимо знать, как помочь ребенку справиться с этой травмой, свести к минимуму ее последствия. Кроме того, психические травмы самих усыновителей  проявятся в их взаимоотношениях с ребенком, значит, психологическая помощь нужна и им. Всего несколько психотерапевтических консультаций смогут предотвратить массу проблем, заложат основу хорошего функционирования всей семьи.


work-with-childs

      Психоаналитик может помочь ребенку даже до его рождения. Опасения матери, ее страхи и тревоги негативно сказываются даже на физическом состоянии малыша. Ребенок хорошо растет и развивается, если его родители достаточно хорошо справляются со своими родительскими функциями, если им удается понимать потребности ребенка и адекватно их удовлетворять. Психоаналитик может помочь родителям наладить «общий язык» с малышом, помочь родителям лучше использовать свои возможности, максимально сгладить возникающие трудности на первых годах жизни, связанных с питанием, обучением навыкам самообслуживания и опрятности и др. Психоаналитик сможет или развеять  опасения родителей по поводу развития ребенка или же определить, насколько волнующие их проявления требуют вмешательства и коррекции, насколько тревожащими они являются. Психика ребенка развивается стремительно, она пластична и у нее есть много механизмов для адаптации, поэтому вмешательство психоаналитика, коррекционная работа с ребенком нередко оказывается весьма эффективной и без длительных курсов психотерапии, ограничиваясь семейными психотерапевтическими консультациями. Иногда, однако, требуется более интенсивная работа с ребенком, если он страдает от выраженных страхов, навязчивостей, нарушений адаптации и поведения и других симптомов. Техника детского психоанализа отличается от таковой со взрослыми пациентами, но понимание психоаналитического процесса, влияния бессознательных тревог, конфликтов, фантазий на жизнь, поведение и развитие ребенка такие же. Если со взрослыми главным инструментом работы является речь, а любые другие действия сводятся к минимуму, то с ребенком исследование его психики осуществляется через речь, игры, рисунки. Этими же путями осуществляются изменения. Сначала эти изменения становятся заметны на сеансах, а потом переходят в реальную жизнь, в отношения с родителями, сверстниками, другими взрослыми. Психотерапия с ребенком проводится быстрее и эффективнее, чем со взрослым, так как ребенок находится внутри формирующей его среды, он вырабатывает основные модели психического функционирования, поведения, реагирования на те или иные ситуации, тревоги. Задачей психотерапевта является помочь ему сформировать более адаптивные модели, а также сформировать у него хороший внутренний объект, на который он потом сможет опираться в своей жизни.


work-with-adultsПричиной и поводом обращения к психотерапевту и психоаналитику  является страдание. Страдать можно из-за  неудовлетворенности собой, окружением, вообще жизнью; от депрессии, зависимостей, повторяющихся неудач и разочарований; неадекватных реакций; симптомов, как психологических, так и телесных, не поддающихся медикаментозному лечению и мешающих жить. Причины страдания могут быть ему понятны или не очень, Вы наверняка пытались «справиться» сами, с помощью друзей, читая психологическую литературу, но убедились, что даже если это и помогает, то ненадолго, принципиально ничего не меняется. Главное желание - это избавиться от страдания. После того, как в процессе психотерапии это происходит, возникает новый запрос – осознавать и уметь отстаивать свои интересы, добиваться целей, уметь говорить «нет» себе и другим, испытывать счастье, радость, удовольствие и удовлетворение от жизни, то есть приобрести то, чего никогда не имели или   утратили. Именно это и является основной целью психоанализа. Психоанализ поможет Вам не только избавиться, но и приобрести. Вы откроете для себя новый мир, о котором  и не подозревали, и научитесь  жить в нем. В Вашем окружении появятся совсем другие люди, другие отношения, причем качественно новые и приносящие удовлетворение. Глубинные изменения во внутреннем мире приведут к значительном изменениям и во внешнем мире.